Фото мобильного приготовления

Фото мобильного приготовления

Разместил(а) Fotosota · 2005-01-25T10:59:43+0000

Пару пет назад камерафоны казались жуткими, нежизнеспособными гибридами. А сегодня они вовсю догоняют «взрослые» цифровые фотоаппараты и задают новые тенденции в фотоискусстве.

НАЧАЛО

Как это часто бывает, радикально новую технологию пер­выми оценили японцы. Впервые фотокамеру в мобильный телефон встроила малоизвестная у нас японская фирма Sharp, которая славится передовыми моделями мобильни­ков на родине и только сейчас начинает покорять европейский рынок. Модель J-SH04, выпущенная в 2000 году для японского оператора J-Phone, весила всего 74 г и могла не только фотографировать, но и рассылать изображения по Интернету (напомним, тогда не было ни MMS, ни быстрого мобильного Интернета). Sharp пошла и дальше, специально к выпуску телефона приурочив открытие интернет-сервисов для размещения фотографий и их обмена. Фактиче­ски одна фирма выпуском единственной модели опреде­лила развитие индустрии на несколько лет вперед. Следующей ласточкой оказался культовый смартфон Nokia 7650, тоже опередивший свое время. Помимо про­двинутой операционной систе­мы, революционного дизайна и огромного дисплея, телефон мог похвастаться камерой с невероятным по тем временам разрешением - 640x480 пикселей. Кроме того, для хране­ния снимков было выделено почти четыре мегабайта памяти, что заметно превышало обычные ресурсы тогдашних мобильников. К сожалению, дисплей с цветовым охватом в 4096 оттенков не мог передать всех тонкостей фотографий, содержащих до 16 миллионов цветов, а до исполь­зования сменных карт памяти для хранения изображений еще не додумались. Nokia 7650 не был первым телефоном со встроенной камерой, однако именно с ним пришло наименование «камерафон», сейчас применимое почти к любой современной модели.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Последний писк на сегодня - камерафоны со встроенной вспышкой, с помощью которых запросто можно запечатлеть самого себя и друзей во мраке ночного клуба. Вспышки, как правило, лишены какой-то логики и всегда бьют на полную мощность, но это не мешает камерафонам со вспышками вовсю соперничать по качеству с пле­ночными «мыльницами». Об этом красноречиво свидетельствует статистика: с распространением камерафонов производство одноразовых пленочных камер практически сошло на нет. Более того, камерафоны наступают на пят­ки и серьезным цифровым камерам: по прогнозам аналитиков, телефоны с камерами к 2008 году займут до 40% рынка всех цифровых фотоаппаратов. Столь оптимистичные рыночные прогнозы неудивительны, ведь камерафоны день ото дня совершенствуются в техническом плане. Так, корейский производитель

Pantech & Curitel объявил о разработке телефонных камер с механическим затвором (подобным тому, что устанавливается во «взрослые» фотоаппараты), который позволит значительно снизить энергопотребление камер и улучшить качество. На подходе - камерафоны с модулем автофокусировки (нынешние модели имеют фиксированное фокусное расстояние, и слишком близкие объекты получаются размытыми), а также с зум-объективами (сейчас увеличение цифровое в ущерб качеству). Растет и самый широко рекламируемый параметр - разрешение. Появив­шийся летом гламурный смартфон Nokia 7610 - первая из повсеместно доступных моделей с камерой, перешагнувшей разрешение в 1 миллион пикселей. Отпечатки, сде­ланные встроенной 1,3-мегапиксельной камерой, смотрятся не хуже, чем с недорогих цифровых «мыльниц». А все тот же пионер мобилостроения Sharp недавно представила 2-мегапиксельный камерафон. А на подходе - «раскладушка» Samsung с матрицей в... 7 мегапикселей! Это больше, чем во многих профессиональных цифровых камерах. Конечно, качество мобильных фотографий ограничивают малый размер объективов и сильное сжатие. Однако уже сейчас изображения с камерафонов воспринимаются наравне с обычными фотографиями и даже печатаются в газетах!

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Компактность камерафонов делает фотографа практичес­ки неразличимым в толпе, что дает повод опасаться всплеска промышленного шпионажа и вуайеризма. Сейчас крупные корпорации запрещают проносить камерафоны в закрытые цехи. Запрет на ношение камерафонов на производственных площадях установил даже Samsung, один из главных игроков на мобильном рынке. В Интерне­те появляются сообщества интернет-маньяков, снимающих пассажиров общественного транспорта в пикантных ракурсах. Правительства некоторых стран всерьез опасаются за личную жизнь своих граждан. Например, в Южной Корее чиновники обязали производителей снабжать камерафоны звуковой индикацией снимка и вспышкой. Тем временем камерафоны работают и на благо общества.

В Европе и Америке уже произошло несколько случаев, когда свидетели преступлений снимали злоумышленника, а полиция ловила преступника по фото- или видеозаписи, сделанной с помощью мобильника. Мобильная фотография даже становится совершенно новым видом искусства. Участникам сообщества мобильных фотографов предоставлена полная свобода, единственный критерий - чтобы фотографии были сделаны при помощи камерафонов. Мобилография - совершенно новый подход к фотографии и иное восприятие реальности. Вместо того чтобы возиться с настройками и обработкой фотографий, человек нажимает на кнопку - и у него есть готовый слепок реальности, который можно тут же опубликовать. Техническое несовершенство мобильных фотографий является их достоинством: нерезкость, искаженные цвета и дефекты сжатия - неповторимые эффекты, сравнимые с техникой художников-импрессионистов. Инициативу мобилографов фотографы восприняли по-разному. Одни тут же увлеклись новой фишкой, оставили свои килограммовые камеры дома и ринулись снимать камерафонами, другие считают это сиюминутной тенденцией, презирают «цифру» и фотографируют по старинке. Мы дали слово представителям обоих лагерей.

 

Сергей Царев, бильд-редактор журнала Russian Digital

Энтузиасты мобилографии утверждают: камерафон - это больше чем цифровая «мыльница», это новый образ жизни. Согласен?

Мобильный телефон в кармане давно стал совершенно нормальным явлением. Его сложно забыть дома, он компактен и всегда под рукой. Поэтому им можно выхватывать любые кадры, не стесняясь и даже не опасаясь быть кем-либо замеченным. Мобилография - это новое интересное хобби или все же искусство? Для меня искусство - тиражирование своего взгляда на мир. Мобилография - просто еще одна техническая возможность это реализовать. Для кого-то - это способ наполнить семейный альбом, для кого-то - путь к самовыражению. Основная фишка мобилографии - коммуникации (спонтанная рассылка фотоколлажей) или все же художественность (особенности рисунка мобильных камер)? Именно высокая транспортабельность снимков в комплексе с вполне читабельным изображением и есть фишка мобилографии. Мне нравится такой подход.

Что тебя самого цепляет в мобильном изображении?

Сам процесс его получения. Я постоянно нахожу в своем телефоне уйму фотографий, которые сделал практически на автомате и сразу же забыл про них. Ну и непредсказуемость: посредственные матрица и объектив мобильной камеры способны на совершен­но неожиданные эффекты.

Какие, по-твоему, перспективы могут быть у мобилографии? Выставки, альбомы, учебники, всеобщее признание?

Прелесть мобилографии как раз в отсутствии академизма. Это игра, фан, простое нажатие на кнопку. Скорее, мобилография получит развитие как альтернатива SMS.

 

Виктор Горбачев, фотограф

Что изменилось для тебя с приходом «цифры» в фотографию?

Я еще не понял, хорошо это или плохо. Цифра расслабляет фотографа, смещает акцент с собственно съемки на сортировку полученных кадров. Теряется стиль. То же самое и с мобильной фотографией. Как только появилась эта фишка, все ринулись снимать мобильниками, не задумываясь, ради чего они это делают. Мобилография - это порождение современного общества. Для того чтобы сделать фотографию, больше не нужно задумываться, открывать свою душу. Реальность ловится на лету. Можно, конечно, считать, что это способ запечатлеть мир таким, как он есть, делать постоянные пометки в памяти о чем-то приятном. Но ведь чем больше таких пометок, тем меньше их ценность.

Да, но камерафоны открывают нам новые горизонты...

Действительно открывают. Например, теперь очень удобно ходить в магазин. Ты заходишь в продуктовый отдел, фотографируешь прилавок и отсылаешь картинку маме или девушке, которая и решает, такой ли помидор надо купить на ужин. Это классно - теперь тебе не надо разбираться в продуктах! А если серьезно, то это уже и не совсем фотография. Это куда ближе к видеосъемке.

И качество мобильных фотографий нельзя считать новой художественной фишкой?

Фишкой можно считать все что угодно. Другое дело, насколько она оправданна. Я и сам часто начинаю намеренно снимать небрежно, будто фотографирую «мыльницей». Всегда хочется свежих ощущений. Только любой прием должен быть хорошо продуман. А если ты «щелкаешь» навскидку, а потом разбираешь, что получилось, - это несерьезно. Мобилография - интересное явление, но фотографию оно подменять не должно!

Журнал «Pro Телефон»
01/ЯНВАРЬ/2005

Поделиться

Рекомендуемое фото

Еще на FotoSota.ru

На нашей улице зима. Радуга Весна пришла Прошлый год Концерт Кеша рыбак Путь наверх У воды Верхом на боевом Вперёд к коммунизму Леди в красном Повело